1 сентября: Как побороть предшкольную тревожность и стресс

Новости спорта » 1 сентября: Как побороть предшкольную тревожность и стресс
Preview 1 сентября: Как побороть предшкольную тревожность и стресс

Специалисты поделились рекомендациями о том, как школьнику и родителям успешно справиться с волнением перед началом учебного года.

Специалисты рассказали, как школьнику справиться с тревожностью перед началом учебного года
Фото: freepik.com

Период летней легкости сменяется заметным волнением как для школьников, так и для их родителей. Переход от каникулярного отдыха к учебным и физическим нагрузкам представляет собой значительное испытание для психики и всего организма. Однако существуют способы существенно снизить это напряжение. Эксперты делятся своими рекомендациями.

Чему не учат в школе: о причинах тревожности

С приближением нового учебного года, как первоклассники, так и опытные школьники испытывают тревогу и беспокойство в связи с предстоящими изменениями. Завершение летних каникул всегда сопровождается грустью, особенно когда теплая погода уступает место осенней прохладе, а свободное время сменяется строгим учебным расписанием. В этот период школьники переживают выраженный стресс и тревожность, что является нормальной реакцией психики на возросшую нагрузку, изменение привычного режима и ожидание новых вызовов. Исследования показывают, что до 65% учащихся испытывают стресс перед 1 сентября. Этот показатель особенно высок среди младших школьников: 78% детей 6–9 лет, 70% в возрасте 10–13 лет, 66% — 14–15 лет и 60% — 16–17 лет. Родители также сталкиваются со значительным беспокойством, готовя своих детей к школе. Помимо покупки учебников и формы, часто требуются серьезные усилия для моральной и психологической подготовки ребенка.

Понять, признать, помочь: поддержка и методы расслабления

Эксперты настоятельно советуют родителям не игнорировать переживания детей перед 1 сентября, независимо от того, меняет ли ребенок школу или возвращается в привычный класс. Каждый новый учебный год, даже в знакомой обстановке, приносит с собой новые предметы, преподавателей, одноклассников и увеличенную нагрузку. Все это становится причиной волнения перед неизвестностью и предстоящими трудностями. Как отмечает врач-психиатр и психотерапевт, эксперт АНО «Культура здоровья» Наталья Благинина, «крайне важно не обесценивать эти эмоции. Строгие призывы к собранности или попытки отшутиться не помогут смягчить беспокойство юной души, так как ее чувства не воспринимаются всерьез. Совсем другое дело, когда родители подходят к ситуации с пониманием и сочувствием. Ребенку необходимо эмоциональное подтверждение — признание значимости и правомерности его чувств».

Причины для беспокойства перед школой могут быть шире, чем просто страх перед неизвестностью. Исследования европейских и южноафриканских ученых показали, что даже плохое состояние школьного здания и несовершенная внутренняя инфраструктура могут усиливать подростковую тревожность. А если ученик уже сталкивался с травлей, то встреча с одноклассниками может пугать его гораздо сильнее, чем учебные трудности.

«Иногда одних лишь разговоров недостаточно, и требуется применение дополнительных мер поддержки – от консультаций с психологом до освоения методов самоуспокоения. Греческие ученые выявили, что для детей и подростков наиболее эффективными являются диафрагмальное (брюшное) дыхание и прогрессивная мышечная релаксация», — добавляет Наталья Благинина.

Диафрагмальное дыхание, при котором активно задействована диафрагма, а не грудная клетка, улучшает пищеварение, вентиляцию легких, оптимизирует работу внутренних органов и способствует естественному расслаблению. Аналогичный успокаивающий эффект дает техника прогрессивной мышечной релаксации. Она заключается в поочередном напряжении и расслаблении различных групп мышц (ног, рук, плеч, шеи), что постепенно снимает внутреннее беспокойство. Этот метод считается одним из наиболее действенных для борьбы с тревожностью и бессонницей, которая часто поражает как школьников, так и их родителей перед началом учебного года.

Что поможет: режим, питание и забота о зрении

Эксперты советуют начать корректировать режим дня ребенка за одну-две недели до начала занятий. Сомнолог и клинический нейропсихолог Григорий Анисимов отмечает: «Отсутствие ранних подъемов и жесткого расписания во время каникул расслабляет. Поэтому неудивительно появление тревожности и неопределенности к их завершению. Установленный график сна и бодрствования значительно облегчает адаптацию к учебному режиму. Для облегчения засыпания, когда мысли путаются, могут быть полезны растительные успокоительные средства, например, гомеопатические».

Помимо полноценного сна и эмоциональной поддержки, подростку необходимы сбалансированное питание, богатое питательными веществами, и грамотное распределение умственных и физических нагрузок. Особое внимание следует уделить зрению ребенка, поскольку статистика последних лет вызывает серьезную обеспокоенность. По данным исследований китайских ученых, Россия входит в тройку стран с наихудшим зрением среди молодежи: Япония занимает первое место (почти 86% детей и подростков страдают миопией), Южная Корея — второе (73,94%), а Россия — третье (46,17%). Офтальмологи подтверждают глобальный рост близорукости среди молодого поколения, связывая его с активным использованием гаджетов и общей зрительной нагрузкой. Для снятия дискомфорта и раздражения слизистой оболочки глаз, вызванных перенапряжением, рекомендуется использовать специальные капли.

Как бороться со страхом: стратегии от эксперта

Профессор Вера Никишина, директор Института клинической психологии и социальной работы Пироговского университета, делится дополнительными стратегиями борьбы со стрессом. Она подчеркивает: «Для полноценной моральной подготовки к стрессовым ситуациям требуется время. В случае, если его нет и подготовка ведется в спешке, наилучшим решением будет расслабиться. В такой ситуации результат во многом будет зависеть от спонтанности, и излишнее напряжение не принесет пользы. Однако, если вы выстраиваете четкую последовательность действий с ясно определенными целями, полезно визуализировать каждый шаг в конкретных временных рамках. Это обеспечит ясность в понимании ваших целей и пути их достижения, что является весьма эффективным подходом».

Многие учащиеся, будь то школьники или студенты, часто сталкиваются со страхом, например, перед экзаменами. Вера Никишина рекомендует технику визуализации: «Представьте свой страх как некий внешний объект — например, фантастическое существо или геометрическую фигуру. Способность управлять этим образом и выносить его за свои пределы помогает снизить уровень тревоги». Сегодня существует множество методов борьбы со страхом, включая дыхательные упражнения. Однако их следует осваивать заранее, а не пытаться применить впервые в момент пикового стресса, например, непосредственно на экзамене, так как без предварительной практики они вряд ли будут эффективны. Важно осознать, что страх — это встроенный механизм, регулирующий наши действия. Он помогает поддерживать мотивацию и активность. Испытывать волнение в важные моменты абсолютно нормально. Принятие страха как естественной составляющей процесса позволит сэкономить время и энергию, которые иначе были бы потрачены на борьбу с ним. Планируя свои действия, старайтесь делать их разнообразными и регламентированными по времени. Это поможет избежать переутомления и сохранить высокий уровень энергии.

Что касается родителей, эксперт предлагает им принять простую, но важную истину: «Все, что вы могли сделать, вы уже сделали. Теперь ваши усилия либо дадут результат, либо нет, и следующий опыт потребует переоценки действий. Проявлять уважение к своим усилиям — значит интересоваться успехами ребенка, но задавать правильные вопросы. Вместо `«Что с тобой?»` лучше спросите: `«Тебе нужна помощь?»` Если ребенок отвечает утвердительно, предложите ее. Если же он не выражает желания, не настаивайте и предоставьте ему личное пространство».

Предстоящий учебный год потребует от школьника мобилизации внутренних ресурсов, а также стойкости, ответственности и самодисциплины. Крайне важно постоянно поддерживать контакт с ребенком, чтобы понимать, как он адаптируется, и оперативно предложить необходимую помощь и поддержку.

Автор: Екатерина Пичугина

Опубликовано в газете `Московский комсомолец` №29593 от 27 августа 2025

© Copyright 2025 Новости медицины и здравоохранения онлайн
Powered by WordPress | Mercury Theme