Этические грани современной медицины
Фото: freepik.com
Современные медицинские технологии, такие как искусственный интеллект, телемедицина, геномное редактирование и криоконсервация яйцеклеток, стремительно развиваются, переходя из области научной фантастики в повседневную практику. Возникает закономерный вопрос: успевают ли этические нормы адаптироваться к такому прогрессу? Где пролегает граница допустимого, когда в медицинских решениях участвуют алгоритмы, а репродуктивные планы откладываются на неопределенный срок? Почему информированное согласие является не просто формальностью, а краеугольным камнем медицинской этики? И имеет ли пациент право отказаться от лечения, даже если это угрожает его жизни? Эти сложные вопросы были затронуты в беседе с доктором философских наук Еленой Георгиевной Гребенщиковой, директором Института гуманитарных наук Пироговского университета.
Каковы этические аспекты применения искусственного интеллекта в диагностике и лечении?
Применение ИИ считается этичным при условии строгого соблюдения этических норм, защиты интересов и прав пациента, а также обеспечения высокого качества медицинской помощи. Эти нормы включают как традиционные биоэтические принципы, так и новые правила, разработанные для высокотехнологичной медицины, где взаимодействие пациента может происходить не только с человеком, но и с программным обеспечением. В настоящее время активно формируются кодексы этики для ИИ в медицине, призванные стать неотъемлемой частью медицинской практики. Главная цель – не просто оказание помощи, а предоставление по-настоящему качественных медицинских услуг.
Может ли телемедицина быть неэтичной?
Сама по себе телемедицина, облегчающая взаимодействие между врачами и пациентами на расстоянии, не является неэтичной. Она меняет лишь формат общения, сохраняя его человеческую суть. Однако, как и при личном приеме, этические нормы могут быть нарушены и при дистанционных консультациях. Критически важно, чтобы пациенты были полностью осведомлены об ограничениях телемедицины, особенно в ситуациях, требующих физического осмотра, когда без него сложно поставить точный диагноз.
Какие биоэтические дилеммы возникают в связи с криоконсервацией яйцеклеток?
Центральной проблемой является полноценное информирование пациентки обо всех возможностях, рисках и ограничениях, включая развеивание мифа о “безрисковой репродукции”, даже при использовании самых современных методов. В случаях “отложенного материнства” по причинам, связанным с карьерой или личными обстоятельствами, женщина должна быть осведомлена о возможных будущих трудностях. Важно учитывать, что для пациента визит к врачу часто является стрессовой и необычной ситуацией, из-за чего он может не запомнить или неверно интерпретировать часть информации. И врач, в свою очередь, может что-то упустить в объяснениях. Проблема информирования актуальна не только для репродуктивной медицины. Также остаются открытыми вопросы: стоит ли устанавливать максимальный срок хранения яйцеклеток, как это практикуется в некоторых странах? Кто, помимо самой женщины, имеет права на этот биологический материал, учитывая, что посмертная репродукция уже не фантастика? Существуют разные точки зрения относительно “избыточных” яйцеклеток: можно ли их передавать для донорства, научных исследований или необходимо утилизировать?
Насколько этично геномное редактирование?
Редактирование соматических клеток в лечебных целях не вызывает этических сомнений. Напротив, этот подход обещает решение многих медицинских проблем, которые иными способами могут быть недоступны. Основные дискуссии сосредоточены на вмешательстве в человеческий эмбрион. Предполагается, что по мере достижения высокой безопасности и надежности технология будет внедрена и для воздействия на эмбрион. Однако и здесь принципиально важно соблюдать этические нормы, балансирующие потенциальную пользу и возможные риски. Например, эксперименты на человеке ради чисто научного интереса неэтичны; польза всегда должна превосходить риски. Соблюдение этических стандартов критически важно для поддержания доверия между исследователями-врачами и испытуемыми, а также между обществом и биомедициной в целом. Именно поэтому в сфере клинических исследований этическая оценка и процедура информированного согласия испытуемых строго регламентированы. Наибольшие опасения вызывают перспективы применения геномного редактирования эмбрионов для создания “дизайнерских детей”. Это порождает концепцию “биотехнологического усовершенствования человека”, что, в свою очередь, может привести к новому виду социального неравенства, если такая технология станет доступна лишь ограниченной части общества. Подобные сюжеты о “естественных” и “улучшенных” людях, изменении человеческой природы и новом социальном устройстве уже прочно вошли в массовую культуру. К тому же, возможности геномного редактирования часто ассоциируются с “игрой в Бога”. Готов ли человек к такой роли — это вопрос не столько технический, сколько, в первую очередь, этический.
Обязаны ли врачи уважать отказ пациента от лечения, даже если это чревато летальным исходом?
Согласно российскому законодательству, да, если пациент является дееспособной и автономной личностью, осознающей все последствия своего отказа, например, от хирургического вмешательства. Тем не менее, врач должен приложить все возможные усилия, чтобы донести до пациента всю серьезность такого решения и убедить его в необходимости предложенной терапии. Значительные трудности возникают, когда отказ от лечения касается детей. В экстренных ситуациях врачи имеют право действовать в интересах ребенка, даже вопреки мнению родителей. Однако, если родители самостоятельно прекращают лечение, мотивируя это, например, вредом “химии” или эмоциональным выгоранием от ухода за больным ребенком, защита интересов маленького пациента становится крайне сложной. Возможности врачей повлиять на таких родителей ограничены, но все доступные меры должны быть предприняты.
Почему анонимность важна при донорстве органов?
В случае прижизненного донорства анонимность, как правило, исключена, поскольку донором может быть только совершеннолетний кровный родственник. Однако при посмертном изъятии органов анонимность критически важна для предотвращения возможных претензий родственников умершего к реципиенту, а также для того, чтобы сам реципиент не испытывал предвзятости, например, из-за религиозной или национальной принадлежности донора. Медицинская тайна является основой доверия между врачом и пациентом, и в трансплантологии проблема доверия стоит особенно остро. Российское законодательство прямо запрещает медицинским работникам разглашать какую-либо информацию о доноре и реципиенте.