Начиная со следующего года, российские регионы смогут рассчитывать на федеральные субсидии для приобретения дорогостоящих медикаментов, предназначенных для лечения пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями. Министерством здравоохранения уже разработан проект условий, определяющих порядок получения такой федеральной помощи. Основные условия включают статус дотационного региона, а также ежегодное увеличение на 10% объема средств, выделяемых из регионального бюджета на нужды орфанных пациентов. Дополнительными основаниями для финансовой поддержки станут удорожание лекарственных препаратов более чем на 20% по сравнению с предыдущим годом, либо увеличение числа жителей региона, страдающих редкими заболеваниями, минимум на 15%. Однако последние два критерия уже вызвали вопросы со стороны пациентских сообществ.
В соответствии с заявлениями пресс-службы Минздрава, правительство планирует ввести резервный механизм обеспечения медикаментами для пациентов с орфанными заболеваниями, который начнет действовать с 2026 года. Проекты нормативных актов, регламентирующих этот механизм, были обнародованы 3 сентября на официальном портале regulation.gov.ru.
Следует отметить, что список из 17 редких заболеваний утвержден правительственным постановлением. В настоящее время лечение граждан, страдающих этими недугами (а это более 21 тысячи человек), финансируется за счет региональных бюджетов.
По данным Минздрава, ежегодные расходы на лечение одного такого пациента в среднем достигают 1,97 миллиона рублей.
Не все регионы располагают достаточными средствами для покрытия таких расходов, что вынуждает пациентов регулярно защищать свои права через судебные инстанции. В 2024 году Государственный Совет Татарстана обратился в Конституционный суд (КС), указав, что текущая система нарушает конституционный принцип равенства граждан, поскольку доступ к жизненно важным лекарствам для россиян с редкими заболеваниями фактически зависит от финансового состояния конкретного региона. КС подтвердил обоснованность этих доводов и предписал законодателям разработать резервный механизм финансирования. В ответ на это решение, правительство подготовило законопроект, предоставляющий кабмину право выделять федеральные средства регионам, которые не справляются с обязанностями по обеспечению орфанных пациентов необходимыми медикаментами. Соответствующий закон был принят и подписан президентом в июле 2025 года.
Министерство здравоохранения, в свою очередь, установило детализированные критерии для предоставления дополнительной федеральной помощи. Ключевое условие — регион должен быть дотационным, то есть обладать низкой бюджетной обеспеченностью. Среди других условий: рост стоимости необходимых медикаментов более чем на 20% по сравнению с предыдущим годом, или увеличение числа орфанных пациентов в регионе как минимум на 15% за год. Также важно, чтобы в бюджете региона уже были предусмотрены средства на закупку лекарств, превышающие прошлогодние ассигнования на 10%.
По оценкам Минздрава, максимальные годовые расходы на реализацию положений данного проекта составят 1,72 миллиарда рублей.
Главный внештатный генетик Минздрава, академик РАН Сергей Куцев, назвал внедрение нового механизма «исключительно важным». Он напомнил, что дети с редкими заболеваниями уже обеспечиваются медикаментами бесплатно благодаря президентскому фонду «Круг добра». «Крайне важно обеспечить непрерывность терапии для этих пациентов и после достижения ими совершеннолетия, — подчеркнул Сергей Куцев. — Лечение орфанных пациентов не должно прерываться по достижении ими 18 лет». В качестве иллюстрации он привел пример пациентов со спинальной мышечной атрофией, у которых прекращение приема препаратов приводит к стремительному ухудшению состояния.
Необходимость внедрения механизма резервного финансирования для регионов, учитывая их значительную нагрузку, подтвердила Мария Посадкова, руководитель правовой службы фонда «Подсолнух» (специализирующегося на помощи людям с иммунодефицитами). Она пояснила, что даже при добросовестном исполнении обязательств региональными минздравами, средства на дорогостоящие препараты часто иссякают уже через четыре-шесть месяцев. Однако госпожа Посадкова выразила сомнения относительно критерия, предусматривающего 15-процентный рост числа орфанных пациентов, считая его нереалистичным. Также «неясным» она назвала условие резкого подорожания лекарств. Эксперт опасается, что «этот критерий может подтолкнуть производителей или дистрибьюторов к повышению цен». Более того, фармацевтические компании зачастую не имеют права произвольно увеличивать стоимость своей продукции, например, в рамках перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, что может лишить регион возможности получить субсидии. Аналогичные сомнения высказала и Елена Хвостикова, директор центра помощи пациентам «Геном», поставив под вопрос вероятность 20-процентного роста цен на орфанные препараты или 15-процентного увеличения числа пациентов в регионе за год.
