В ОМС обнаружены «мертвые души» и излишние филиалы
На основе анализа расходов системы обязательного медицинского страхования (ОМС) Счетная палата РФ (СП) рекомендовала Федеральному фонду ОМС (ФОМС) провести внеплановые проверки региональных подразделений. Цель проверок – устранить выявленные ошибки в учете застрахованных лиц. Госаудиторы установили, что некоторые филиалы фонда искусственно увеличивали количество граждан, приписанных к системе, чтобы необоснованно завысить размер получаемых региональных субвенций. Кроме того, Счетная палата обнаружила неэффективность в расходовании средств ФОМС на содержание территориальных фондов, полагая, что в ряде случаев такие подразделения являются излишними.

Неточности в персонифицированном учете застрахованных в системе ОМС приводят к искаженному представлению об объеме фактически оказанной медицинской помощи, что, в свою очередь, влечет за собой некорректный расчет ее стоимости. К таким выводам пришли аудиторы Счетной палаты по результатам анализа бюджетов федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ФОМС и ТФОМС) за 2024 год.
Согласно данным о фактическом исполнении бюджета ФОМС за прошлый год, доходы фонда составили 3,88 трлн рублей, а расходы — 3,89 трлн рублей. Таким образом, дефицит бюджета достиг 19 млрд рублей, что значительно меньше утвержденных при принятии закона 147 млрд рублей. Основную часть доходов в 2024 году (86%) обеспечили страховые взносы на ОМС в размере 3,34 трлн рублей. Эта сумма на 4% превысила плановые показатели, что и способствовало сокращению дефицита.
В своем отчете аудиторы Счетной палаты подчеркнули, что ни ФОМС, ни ТФОМС не смогли обеспечить должный персонифицированный учет информации о застрахованных россиянах и оказанных им медицинских услугах.
В числе выявленных нарушений — учет уже умерших граждан, а в нескольких территориальных фондах — «задвоение» сведений о застрахованных. Подобные ошибки позволяли региональным фондам получать увеличенное финансирование, приписывая к себе так называемые «мертвые души». При этом такие несоответствия создавали дополнительную финансовую нагрузку для других регионов, которым приходилось перечислять больше средств в федеральный фонд за неработающее население.
Счетная палата также обратила внимание на проблемы с расходованием средств ФОМС на поддержание территориальных фондов. На данный момент отсутствует четкий порядок расчета и обоснования необходимого количества создаваемых филиалов. К началу 2025 года в России функционировало 139 филиалов в составе 28 территориальных фондов ОМС, их число варьировалось от одного в Забайкальском крае до тринадцати в Дагестане. Анализ работы десяти филиалов ТФОМС Краснодарского края показал, что их функции можно эффективно выполнять дистанционно, что позволило бы сэкономить до 25 млн рублей ежегодно. В целом, расходы на содержание филиалов ТФОМС по всей стране, без учета заработной платы сотрудников, оцениваются в 245 млн рублей в год.
По итогам проверки госаудиторы рекомендовали ФОМС провести внеплановые проверки региональных филиалов с целью верификации данных о застрахованных лицах и исключения недостоверных записей.
Кроме того, Счетная палата считает необходимым разработать методику для определения оптимальной потребности ТФОМС в филиалах, что позволит сократить операционные расходы на их содержание.
Власти вновь обсуждают перенос взносов в ФОМС от регионов на неработающих
ФОМС, со своей стороны, разъяснил, что полномочия по определению числа филиалов фонда в регионе принадлежат местным властям. Такой подход, как утверждается, «учитывает различные факторы», выходящие за рамки лишь размера территории субъекта.
Также в фонде сообщили, что Министерство здравоохранения РФ уже направило в Государственную Думу проект федерального закона. Он предусматривает внесение изменений в Федеральный закон № 326-ФЗ, устанавливающих полномочия Федерального фонда по утверждению порядка согласования и определения нормативов расходов, необходимых для выполнения территориальными фондами своих функций. В случае принятия, этот порядок обеспечит с 1 января 2027 года унифицированный подход к формированию нормативов, включая вопросы определения численности сотрудников ТФОМС и целесообразности создания филиалов, а также потребности в автотранспорте.
Относительно проблем с персонифицированным учетом, в фонде подчеркнули, что существующий федеральный регистр застрахованных в системе ОМС «позволяет надлежащим образом обеспечить учет». Однако эксперты выражают сомнения в достаточности этого инструмента. Директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович отмечает: «До 2010 года существовала система взаимоотношений между компаниями и коммерческими страховщиками, которые собирали и передавали подобные сведения в ФОМС. После отмены этих договоров в 2010 году полноценно понять, кто и за кого платит, стало невозможно.»
